Когда задача и цель не имеют ничего общего

С этим явлением встречался каждый. Когда не имеет значение - будет ли решена задача или выполнено дело, когда истинная цель совершенно в другом. Иногда в хорошем, иногда в плохом. Достаточно показательным в этом смысле являются некоторые споры. Так например, если кому-то нужно, чтобы вы что-то сделали, то достаточно вас раззадорить, а затем применить ход "да ты не сможешь, да у тебя не получится...".  Чтобы не быть голословным попробуйте вспомнить любые споры, которые были направлены на те действия, которые вы до этого не совершали. Разве итоговая цель была именно в решаемой задаче? Чаще всего, нет. Если приводить хорошие примеры, то этот подход часто применяется в тех случаях, когда необходимо, чтобы вы побороли свои страхи или отделались от надуманных представлений. Так, к примеру, в детстве отучают от стеснения. "Ты не сможешь подойти и заговорить!", "Ты не сможешь этого сделать!", "У тебя духу не хватит выступить!" и так далее.

Примечание: Целью данной статьи не является знакомство читателя с негативными примерами. Тем не менее, поняв принципы их построения, вы сможете определять такие явления и справляться с ними.

Учтите, что споры это лишь маленькая часть применения такого подхода. Инструментов существует масса. Заманчивое предложение с красивым и красочным задним фоном, чьей основной целью является не решение задачи, а, к примеру, отвлечение вас от ваших основных дел. Популяризация каких-то мнений (читай слухи), обычно, направленных на изменение представлений. К примеру, в разные времена и у разных народов представления об успешных людях обычно разные. Где-то успешность измеряется в достижении шаблонов (набор предметов, набор грамот, набор званий и так далее), где-то в количестве окружающих людей, где-то... Наверное, суть вы уловили. А именно, использование самого процесса решения задачи, как инструмента достижения целей.

Прежде, чем переходить к методам определения и противодействия, давайте разберем один небольшой пример. Представьте себе, что есть два человека. Человек А хочет от человека Б, чтобы последний, к примеру, начал общаться с человеком В. Но, человеку Б не нравится человек В, допустим, из-за того, что последний носит шапку в любое время года. Человек А знает, что человек В не снимет шапку, так как эта шапка ему очень важна и он обещал ее никогда не снимать. Так же человек А знает, что человек Б не любит шапки потому, что они ему напоминают о чем-то очень неприятном и что он не хочет их видеть без реальной на то необходимости, как например, холодная погода. Таким образом, человек А не сможет просто уговорить их, сколько бы не разговаривал с ними. Тогда, человек А прибегает к одной хитрости. Он под разными видами привлекает человека Б и В заниматься одним делом, создавая тем самым необходимость в общении между этими двумя людьми. Как видите, в данном случае абсолютно не важно какая будет стоять задача и будет ли она решена, ведь целью является общение двух людей, а не решение задачи.

Важно понимать, что в зависимости от истинных мотивов человека А и реальной ситуации, эта история может быть как хорошей, так и не очень. Поэтому оценивайте эту историю только лишь как пример применения подхода, а не как верный способ для решения проблем. В противном случае, кроме еще одной проблемы, вы легко можете создать еще несколько. 

Как определять несоответствие задач и целей?

Существует достаточно много способов определить, что истинная цель не имеет никакого отношения к решаемой задаче, но многие из них основываются на знании особенностей, наличии определенных навыков и опыте. Тем не менее, есть, как минимум, несколько способов, которые вполне может осилить каждый.

  • Предшествующие события и выяснение деталей. Способ достаточно прост на начальных этапах и более сложен на последующих, но со временем его можно освоить на достаточно неплохом уровне. Суть его проста. Вы смотрите, что происходило ранее, а затем выясняете как можно больше деталей и соотносите их с происходящим и произошедшим. Если что-то начинает не сходится, или же предлагающий задачу человек начинает увиливать от ответа на некоторые детальные вопросы, или же путается в деталях, то есть большая вероятность того, что истинная цель не относится к решению задачи. Так, например, если брать историю с людьми А, Б и В, то, скорее всего, прежде, чем придумать хитроумный план по созданию псевдо важной задачи, человек А уже пытался другими способами свести человека Б и В. Это означает, что стоит одному из последних начать расспрашивать детально о предстоящей задаче и задействованных людях, то человек А будет увиливать от некоторых вопросов или же придумывать ответы на ходу. 
  • Реальная заинтересованность в решении задачи или происходящем процессе. Если человеку нужно решить задачу, то ему нужно решить задачу, а не корректировать процесс решения задачи. Это означает, что если человека больше интересует организация процесса решения задачи, нежели ее решение, то вполне вероятно, что реальная цель имеет мало отношения к решению задачи. Безусловно, человек может быть заинтересован в том, как происходит сам процесс, но все же решение задачи стоит в приоритете. К примеру, если брать тот же пример, то даже если оба человека Б и В начнут заниматься задачей и обнаружат, что они оба занимаются этой задачей, то, часто, процесс решения задачи можно выстроить таким образом, что им и вовсе не придется контактировать между собой. Поэтому, если человек А начнет всячески пытаться повлиять на организацию процесса так, чтобы им приходилось взаимодействовать, то, скорее всего, реальная цель состоит не в решении задачи, хотя и ее решение то же может быть необходимым.
  • Задача это задача. Задача подразумевает не только ее постановку, но и окружающий контекст. Это означает, что все вокруг в большей степени должно относится к решению задачи (промежуточные задачи, способ решения, корректировка, условия, в которых решается задача, и многое другое). Безусловно, решая задачу, любой человек будет привносить и что-то свое, как, например, выполнить часть задачи более изящным образом или же построить процесс решения задачи максимально удобно по отношению к своим привычкам. Но, привносить означает привносить, а не заменять. Это означает, что если какой-то из аспектов окружающего начинает сильно отличаться или не соответствовать процессу решения задачи, то, скорее всего, задача не является главной целью. Так, например, в том же случае с людьми А, Б и В, велика вероятность, что человека А будет придумывать массу дел, которые будут слабо относится к решению самой задачи, но будут представлять ситуацию в таком виде, что человеку Б и В просто "жизненно необходимо" контактировать. Например, если вам нужно организовать какое-то мероприятие, то совершенно не обязательно человеку, который занимается изготовлением бутафории и подготовкой необходимых материалов, постоянно заниматься своими делами именно на совещаниях или репетициях, где присутствуют все. Безусловно, иногда, его присутствие может быть необходимым, например, для корректировки задач, но постоянное присутствие будет явно чем-то лишним.

Старайтесь соотносить обнаруженные несоответствия с мотивами. Ведь, вполне вероятно, что мотивы человека могут быть хорошими и искренними. Однако, важно понимать, что мотивы, какими бы они не были, не должны полностью определять допустимость таких способов. Мотивы могут быть составляющей оценки, но не более. В противном случае, как уже говорилось, кроме одной проблемы, может легко появиться еще несколько. 

Как противодействовать таким подходам, когда цели и задачи не совпадают?  

Если вы выявили несоответствие или заподозрили, что цели и задачи могут не соответствовать, то вполне нормальным будет то, что вы захотите что-либо противопоставить им или как-то заранее противодействовать. Поэтому, далее будут приведены несколько относительно мирных способов, которые вполне может освоить каждый.

  • Задача это задача. Решение задачи означает решение задачи. Отсюда следует, что если что-то будет усложнять решение или же не относится к решению, то ненужность этого можно логически объяснить и соответственно представить так, как оно есть, а не так, как оно преподносится. К примеру, если брать того же человека с бутафорией и необходимость в присутствии на всех совещаниях и репетициях, то вполне логично, что совещания и репетиции отвлекают его от дела, т.е. создания бутафорских предметов и подготовки материалов (что вообщем то и происходит), из-за чего производительность падает и что, как следствие, это может привести к срывам сроков, что по отношению к решению задачи является противоположным. Да и каждый раз таскаться туда и обратно - это то же время. Поэтому, в интересах решения задачи, необходимо минимизировать присутствие (полностью исключать нельзя, так как человек должен и видеть насколько органично вписываются предметы, но минимизировать вполне можно). Безусловно, в ответ на это может появится много причин необходимости присутствия, но логика "в противном случае не успею" будет очень сильно мешаться, так как нельзя же в открытую заявить, что решение задачи никого не интересует.
  • Построение графика собственной занятости. Все мы люди и у всех нас есть свои дела, которыми так же необходимо заниматься и которым так же необходимо посвящать время. Поэтому, ваш график может попросту не позволять выполнять те или иные действия таким образом, как это заявляется. Например, появление неотложных дел, которые без вас никак нельзя решить, или же занятость в другое время, на которое никак нельзя перенести часть дел. Так же вы можете выстроить свой график таким образом, что ваши действия будут сильно сказываться на решении задачи в том виде, как это требуется. К примеру, если брать того же человека с бутафорией, то он вполне может оставлять обработку железных предметов именно на совещания и репетиции, где его по сути не должно быть. В таком случае, по факту, человек будет исполнять свои обязанности и в то же время показательно демонстрировать то, почему такая организация процесса не удобна и не имеет смысла. Безусловно, в ответ на это может появится масса советов, как необходимо правильно планировать свои действия, но кроме обработки железных конструкций, существует так же и масса других дел, которые так же необходимо выполнять и которые так же являются достаточно шумными. 
  • Использование несоответствий в своих целях. Несоответствия целей и решаемых задач всегда оставляет свой отпечаток на происходящем. Это означает, что раз решение задачи не является первоочередным и раз задача корректируется под выполнение истинных целей, то вы так же можете воспользоваться этим. Например, понимание того, что решение задачи не нужно, позволяет вам тратить меньше сил и времени на решение псевдо задачи. Поэтому, вы вполне можете использовать эти силы и время не для того, чтобы в пустую их тратить, а для того, чтобы заняться чем-то другим, возможно, даже и в рамках задачи. К примеру, если вам хотелось провести какой-то эксперимент или же изучить какие-то техники, то вы легко можете этим заняться под лозунгом "задачу можно решить лучше". В данном случае, даже если задача не будет решена (что вообщем-то и не было нужным), то вы приобретете полезный опыт. Кроме того, раз коррекция задачи идет в сторону достижения других целей, то вы так же можете корректировать задачу так, чтобы она и "вроде бы" подходила под истинные цели, но и решала ваши задачи. К примеру, с тем же человеком с бутафорией. Если ему никак не удается избавиться от навязанной рутины, то можно корректировать свое присутствие. На репетициях занимать разные места в зале (чаще всего удаленные), чтобы "оценивать конструкции с разных сторон". Тем самым, "как бы" подтверждая свое активное участие, но и давая себе возможность спокойно включить плеер и заняться своими делами. На совещаниях, где особо удаленные места не занять и не включить плеер, вы всегда можете задуматься о решении каких-то своих повседневных дел, изредка вставляя реплики, чтобы "показать" свое присутствие.

Примечание: Представленные методы можно использовать и более сложным образом, но на это необходимо время. Как минимум, чтобы понять как их использование в итоге отражается на ситуации, какой результат они дают и что можно было бы еще предпринять. 

А то, что вы будете делать и какие действия будете предпринимать - это решать только вам. 

Tags: простое и сложное

Добавить комментарий



* Нажимая на кнопку "Отправить", Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.